Состав совета


 
RU   EN        Главная страница   Контактная информация


   Голосование          Опасная продукция



МГС

Информационные ресурсы

Конкурс на соискание Премии СНГ за достижения в области качества продукции и услуг

Международное сотрудничество

Книга отзывов

Контактная информация

Вакансии

 
Новости

Кыргызская Республика

Информация о проведенных работах в 2013г. по направлениям:

Аккредитация

Кыргызским центром аккредитации при Министерстве экономики Кыргызской Республики проводилась работа в соответствии с постановлениями Правительства Кыргызской Республики № 795 от 16.11.06г. и от 05.03.10г. № 128, мероприятиями, утвержденными Программой работ на 2013 год и Стратегическим планом развития КЦА на 2011-2013 годы. КЦА обеспечивалось взаимодействие с международными организациями по аккредитации ILAC и IAF, региональными организациями РАС, МГС, МАС.

С учетом проведенной в сентябре 2012 года оценки соответствия КЦА со стороны оценщиков международной организации по аккредитации лабораторий ILAC требованиям международного стандарта ИСО/МЭК17011 и IAF/ILAC A2:07/2010 «Многосторонние Соглашения IAF/ILAC о взаимном признании. Требования и процедуры для оценки отдельного органа аккредитации», а также возможности присоединения его в качестве полноправного члена к Соглашению ILAC MRA проводилась взаимодействие с руководителем оценочной группы в части представления дополнительных доказательств соответствия установленным требованиям. Было доработано, переведено и отправлено 8 документов. По итогам проведенной работы результаты оценки были переданы в Секретариат ILAC для рассмотрения и принятия решения по присоединению КЦА к Соглашению о взаимном признании по аккредитации испытательных лабораторий.

Осуществлялась подготовка, перевод и отправка информации по запросу Совета ILAC:

  • по мониторингу членов комиссии по принятию решений, ведущих оценщиков и специалистов КЦА;
  • по готовности КЦА к введению новой политики ILAC P-10 версии 2013г. По запросу в Секретариат ILAC направлена Дорожная карта по внедрению новой 2013 года версии ILАC P10;
  • по причине сокращения количество аккредитованных калибровочных лабораторий;
  • по вопросам прослеживаемости измерений в КР и др.

23 октября текущего года Кыргызстан в лице КЦА присоединился к многостороннему Соглашению о взаимном признании ILAC и получил статус полноправного члена ILAC в части аккредитации испытательных лабораторий по международному стандарту ИСО/МЭК 17025.

В рамках взаимодействия с ILAC, IAF, PAC осуществлялось рассмотрение и голосование по проектам документов этих организаций. Такая же работа осуществлена в рамках вновь создаваемой региональной организации в области аккредитации стран Таможенного Союза.

Проведены рабочие встречи с представителями ВБ по вопросу осуществленных работ в рамках проекта ВБ СТБПТ, рабочей группой ЕЭК по присоединению КР к Таможенному союзу в части ознакомления с состоянием работ в области аккредитации.

Подписано Соглашение о сотрудничестве с национальным органом по аккредитации Республики Беларусь.

Проведены заседания Совета по аккредитации (всего с момента создания КЦА проведено 14 заседаний Совета), заседания 2-х технических комитетов по аккредитации (всего с момента создания КЦА - 19 заседаний) и 5-ти подкомитетов при техническом комитете по аккредитации лабораторий (более 40 заседаний), Комиссий по принятию решений и по рассмотрению жалоб и апелляций.

Разработан целый комплекс документов, предусмотренных международным стандартом ИСО/МЭК 17011.

Создан и ведется с постоянной его актуализацией сайт КЦА с представлением предусмотренной ИСО/МЭК 17011 информации.

Осуществляется обучение привлекаемых к работам по аккредитации оценщиков и технических экспертов, ведение учета информации о их деятельности, работы по их мониторингу.

Осуществляется обратная связь с потребителями услуг по аккредитации как в части деятельности КЦА в целом, так и специалистов, осуществляющих работы по аккредитации; Эффективно функционирует система менеджмента КЦА, о чем свидетельствуют ежегодно проводимые внутренние аудиты с участием международных экспертов, анализ со стороны руководства и др.

Осуществляются работы по организации проведения МЛСИ в рамках полномочий КЦА, а также признание компетентности Провайдеров программ профтестирования.

С 01.10.2013 г. введен новый Прейскурант тарифов за работы по аккредитации, утвержденный и согласованный в установленном законодательством КР порядке и вывешен на сайте КЦА. Начата работа по расширению своей деятельности в соответствии с требованиями ИСО/МЭК 17011 по направлениям: ИСО/МЭК 17025 (калибровка), ИСО/МЭК 15189, ИСО/МЭК 17020, ИСО 22003 и идут наработки по расширению деятельности в части Халал-продукции.

Международными консультантами и специалистами КЦА проведено обучение технических экспертов и оценщиков по аккредитации ООС (процедурам, политикам аккредитации и основным требованиям ИСО/МЭК 17020; ИСО/МЭК 17065, ИСО 19011, ИСО/МЭК 15189 и др.).

По состоянию на 01.01.2014 г. в реестр ведущих оценщиков, оценщиков и технических экспертов КЦА внесено:

- по лабораториям: ведущих оценщиков -6, оценщиков-30, технических экспертов -138;

-по органа по сертификации: ведущих оценщиков -3, оценщиков -10, технических экспертов-39.

Проводится мониторинг привлекаемых оценщиков/ технических экспертов, ведущих оценщиков и специалистов КЦА в соответствии с установленными требованиями. По состоянию на 01.01.2014 г. в реестр аккредитованных ООС внесены:

12 ОС:

  • 12 ОС продукции и услуг

82 ЛАБОРАТОРИЙ:
  • 81 испытательных лабораторий
  • 1 калибровочная лаборатория

3 ПРОВАЙДЕРА Программ МЛСИ

4 органа контроля.

Стандартизация:

В рамках Мероприятий по реализации Соглашения о сотрудничестве в области стандартизации между Министерством экономики Кыргызской Республики и Польским комитетом по стандартизации (PKN) ЦСМ совместно с PKN провел ряд обучающих семинаров для хозяйствующих субъектов Кыргызской Республики на темы:

  • «Функционирование единого европейского рынка и польский опыт в адаптации к его требованиям»;
  • «Правила, в частности технические, связанные с функционированием рынка строительной продукции с учетом положений распоряжения Европейского парламента и Совета (ЕС) № 305/2011 от 9 марта. Внедрение и использование Еврокодов»;
  • «Гармонизация национальных стандартов с европейскими и международными стандартами»;
  • «Действующие в Европейском Союзе стандарты и технические регламенты относительно свободного обращения товаров. Обучение по внедрению и применению ISO 22000»;
  • «ХАССП – теоретическая подготовка, определение интересных для слушателей технологических процессов с целью переработки в рамках семинар-практикумa при следующем выезде. Корреспонденционное одобрение тем»;
  • «ХАССП – семинар-практикум. Практический подход к системе ХАССП».

Основная цель семинаров - это углубление технического и экономического сотрудничества между обеими странами путем развития сотрудничества в области гармонизации национальных норм с европейскими и международными нормами, обмена информацией и опытом, учитывая современную ситуацию потребительского рынка Кыргызской Республики.

В декабре 2013 года ЦСМ провел круглый стол с хозяйствующими субъектами Кыргызской Республики. Основной целью данного мероприятия было привлечение представителей бизнес - структур в деятельность межгосударственных технических комитетов (МТК). Активизация участия в работе МТК позволит заинтересованным сторонам, при рассмотрении проектов межгосударственных документов на начальных стадиях, отстаивать интересы национальной экономики и определять перспективы технической политики в рамках СНГ.

Участие в МТК, применение и разработка единых стандартов (ГОСТ) особенно актуальны с учетом вступления Кыргызской Республики в Таможенный союз и Единое экономическое пространство.

Метрология:

В рамках работы с международными и региональными метрологическими организациями принято участие в:

  • Заседаниях КООМЕТ: ТК 1.10 КООМЕТ «Термометрия и теплофизика», ТК 1.8 «Физико-химия», ТК 1.8/ ПК1 «Электрохимия», ТК 1.6 «Масса и связанные с ней величины», ТК 1.10 «Термометрия и теплофизика;
  • 11 заседании Объединенного Комитета по эталонам КООМЕТ и 23 заседании Комитета КООМЕТ;
  • Региональном семинаре в рамках проекта Физико-Технического института Германии (РТВ) в странах Центральной Азии;
  • Семинаре «Процесс обучения правильности понимания стандарта ИСО/МЭК 17025 с целью выполнения и внедрения его технических требований» в рамках проекта РТВ в странах Центральной Азии;

Разработаны дополнения и изменения к Закону КР «Об обеспечении единства измерений» с целью гармонизации используемых терминов и определений с международным словарем по метрологии « Основные и общие понятия, и соответствующие термины» VIM и проектом РМГ 29.

Государственный надзор за соблюдением технических регламентов, норм и правил:

За истекший период Государственной инспекцией по метрологическому надзору при Министерстве экономики Кыргызской Республики (далее ГИМН) проведено 752 проверки, на 498 объектах выявлены нарушения, что составляет 66% от всех объектов. Составлено 212 протоколов об административном правонарушении, вынесено183 постановления о наложении штрафа,

- в том числе проведено проверок в 243 государственных учреждениях, из них с нарушением (72%),

- у субъектов предпринимательства проведено 509 проверок, из них с нарушением (63%).

Организованы и проведены круглые столы по темам:

  • «Начало проведения проверок субъектов предпринимательства, на предмет соблюдения метрологических норм и правил»;
  • «Измерения в повседневной жизни», приуроченного к Всемирному дню метрологии»;
  • «Вопросы обеспечения единства измерений в КР», в котором приняли участие руководители и ответственные лица различных сфер деятельности, касающихся обеспечению единства измерений (ОЕИ);
  • «Приборы учета, применяемые в жилищно-коммунальном хозяйстве»;
  • «Проблемы при поверке трансформаторов тока».

Также ГИМН провел информационные семинары на тему «Не дай себя обмануть» в городах Токмок, Нарын, Кара-Балта, Талас, Каракол. Целью информационного семинара было информирование общественности о правах граждан на защиту со стороны государства от последствий недостоверных результатов измерений.

Совместно с сотрудниками Северного межрегионального управления Министерства экономики КР при участии представителей общественных организаций по защите прав потребителей проведен мониторинг средств измерений, применяемых при совершении торговых операций субъектами предпринимательства на рынках города Бишкек.




Туркменистан

Электронная газета: «Туркменистан: золотой век» была создана в июле 2003 года и является первым национальным Интернет-изданием, дающим развернутую панораму событий в Туркменистане на трех языках: русском, английском, туркменском. На страницах нашего сайта вы сможете получить полную и достоверную информацию о современном Туркменистане, приоритетах политического и экономического развития страны, совершить экскурс в далекое прошлое и познакомиться с самими яркими страницами отечественной истории, культурой и духовной жизнью туркмен, совершить виртуальное путешествие по туристическим маршрутам и заповедным уголкам туркменской природы.

Происходящие в стране позитивные перемены, активизация международного сотрудничества стимулируют повышенный интерес за рубежом, что требует достоверного и всестороннего освещения жизни современного Туркменистана. Мы не стремимся приукрасить реальность и сказать о себе лучше, чем мы есть. Свою задачу мы видим в том, чтобы достойно и беспристрастно представить страну, доказавшую за годы независимого развития свою политическую и экономическую состоятельность, страну многоликую и прекрасную, в чем-то экзотичную и необыкновенно поэтичную. Главные критерии нашей деятельности: оперативность, объективность, открытость и качество.

Тематическое разнообразие делает наше издание интересным для широкого круга пользователей мировой информационной сети, поскольку электронная летопись страны отражает динамику развития общества и государства. У нас вы получите самую оперативную информацию о важнейших событиях дня, станете свидетелями знаковых вех в новейшей истории страны, почувствуете пульсацию перемен. На страницах сайта вы познакомитесь с официальной хроникой, аналитическими материалами, статистикой по различным отраслям экономики, комментариями на важнейшие события, а, кроме того, вас ждут новости короткой строкой, сенсации и открытия, рассказы об интересных людях, традициях и укладе жизни туркмен. В вашем распоряжении электронная версия национального законодательства, сведения о национальных праздниках и государственных наградах. Воспользоваться архивом сайта вам поможет удобная и высокоскоростная поисковая система.

Использование наших материалов возможно при обязательной ссылке на «Туркменистан: золотой век».

К сведению заинтересованных лиц! На нашем сайте вы сможете ознакомиться с условиями участия в международных тендерах, а также разместить рекламные объявления.

Мы будем рады сотрудничеству. Свои предложения и замечания вы можете оставить в гостевой книге или направить по адресу: nt@online.tm.

Адрес редакции: 744004, Туркменистан, г.Ашхабад, ул. 1995/20 (ул.Галкыныш, 20), e-mail: nt@online.tm




Республики Молдова

Информация о работах, проводимых в Республике Молдова в области технического регулирования, стандартизации, метрологии, оценки соответствия и аккредитации между 43-м и 44 –м заседанием МГС (01.06.2013 – 01.11.2013)

В области технического регулирования

Во исполнение положений протокола заседания научно-технической комиссии по оценке соответствия Министерство Экономики представляет информацию о деятельности, проведенной в данной области за последнее полугодие, с целью обмена информацией и опытом между национальными органами.

За отчетный период в Республике Молдова проводятся работы по разработке 4-х технических регламентов, которые переложат в национальное законодательство директивы Европейского Союза, а именно

  • Директива 2004/22/EС в отношении единиц измерения;
  • Директива 2009/23/EС в отношении неавтоматических приборов взвешивания
  • Директива 2007/45/EC в отношении номинальных количеств расфасованных товаров
  • Директива 75/107/EEC в отношении бутылок, используемых в качестве мерных сосудов
  • Директива 75/107/EEC в отношении бутылок, используемых в качестве мерных сосудов

Технические регламенты, предполагается разработать до конца 2013 года, с введением в действие в течении 24 месяцев, с тем чтобы обеспечить готовность хозяйствующих субъектов.

Применения некоторых действующих технических регламентов привело к необходимости разработки и утверждения изменений к ним. Были выявлены случаи несогласованности их требований с требованиями других применяемых законодательных актов. Например, Закон об электронных коммуникациях № 241-XVI от 15.11.2007 устанавливает, что оборудование и кабели электронных коммуникаций импортируются, поставляются и продаются только при наличии сертификата соответствия, выданного аккредитованным в установленном порядке органом по сертификации продукции в области электронных коммуникаций. В тоже время Технический регламент "Радиооборудование и телекоммуникационное терминальное оборудование и подтверждение их соответствия", гармонизированного с Директивой Нового Подхода 1999/5/ЕС устанавливают другие процедуры оценки для этой продукции.

Для утвержденных технических регламентов, разработанных на основе Директив Нового Подхода, пересматриваются Перечни взаимосвязанных стандартов с целью включения национальных стандартов идентичные европейским гармонизированным стандартам. За отчетный период приказом Министерства экономики был изменен Перечень взаимосвязанных стандартов к Техническому регламенту “Оборудование, работающее под давлением”.

В области аккредитации и оценки соответствия

Продолжаются работы по разработке подзаконных актов обеспечивающих внедрение Закона о деятельности по аккредитации и оценке соответствия. Приказом Министерства экономики было утверждено Положение и персональный состав Совета по аккредитации. В соответствии с Положением, Совет обеспечивает беспристрастность, развитие и соблюдение принципов и политик функционирования Национального центра по аккредитации - MOLDAC, а также эффективное и сбалансированное участие всех сторон, прямо или косвенно заинтересованных в деятельности по аккредитации. Совет действует на общественных началах. В целях обеспечения участия всех заинтересованных сторон в деятельности по аккредитации, Совет состоит из 15 членов, которые представлены следующими группами:

а) группа представителей регламентирующих органов, заинтересованных в развитии аккредитации и оценки соответствия;

b) группа представителей аккредитованных органов по оценке соответствия;

c) группа представителей бенефициаров деятельности по оценке соответствия;

d) группа представителей потребителей.

Утверждено Положение об Апелляционной комиссии, созданной при Национальном центре по аккредитации. Положение предусматривает, что апелляция подается заявителем аккредитации при любом неблагоприятном решении о предоставлении аккредитации (о сокращении области, приостановлении действия, отзыве или отказе в аккредитации), принятого Национальным центром по аккредитации. Апелляция рассматривается Апелляционной комиссией, созданной adhoc Советом по аккредитации.

Также, Приказом Министерства экономики был утвержден Перечень основополагающих стандартов, которые устанавливают критерии компетентности национального органа по аккредитации и органов оценки соответствия.

Постановлением Правительства утверждено Положение, которое предусматривает подписание Конвенций между регламентирующим органом и Национальным органом по аккредитации. Таким образом, органы по оценке соответствия, которые работают в регламентированной области, должны быть аккредитованы в соответствующей области с целью дальнейшего их признания регламентирующими органами.

В области стандартизации

Одним из приоритетов Правительственной Программы установлено достижение, до 2014 года, 50% - го уровня гармонизации национальных стандартов с европейскими стандартами.

Для реализации Национальной программы стандартизации 2013 года по принятию международных и европейских стандартов в качестве национальных стандартов, из бюджета Республики Молдова на 2013 года выделены 4,5 млн. лей (≈ 409 тыс. $). С начала 2013 были приняты в качестве стандартов Молдовы 1684 европейских и международных стандарта.

Одновременно ведутся работы по аннулированию национальных стандартов, противоречащих принятым европейским стандартам. Таким образом, были аннулированы 278 национальных стандартов.

В области метрологии

В соответствии с изменениями и дополнениями к Закону о метрологии № 647 от 17 ноября 1995 г, а также Постановлением Правительства Республики Молдова № 996 от 27.12.12 о некоторых мерах по реформированию системы инфраструктуры качества принято решение о реорганизации Национального института стандартизации и метрологии.

Созданы два отдельных публичных (государственных) учреждения Национальный институт стандартизации и Национальный институт метрологии.

Функции Национального института стандартизации и метрологии в области оказания услуг по сертификации, метрологической поверке и испытаниям переходят госпредприятию Центр прикладной метрологии и сертификации. Названное госпредприятие создается путем слияния в единое предприятие, также, 2-х региональных центров по стандартизации и метрологии.

Услуги по поверке средств измерений проводятся также метрологическими лабораториями частных фирм, которые должны быть аккредитованы Национальным органом по аккредитации «MOLDAC» и уполномочены Министерством экономики – Центральным органом по метрологии

В настоящие время в Республике Молдова 11 экономических субъектов аккредитованы на соответствие требованиям национального стандарта SMSRENISO/CEI 17020 и уполномочены Министерством экономики на право поверки средств измерений.

Выполняются работы по дальнейшей гармонизации нормативной документации в области метрологии с действующими европейскими директивами. В частности разработаны изменения к:

  • RGML 16:2008 „Национальная система метрологии. Правила по утверждению типа средств измерений”
  • RGML 07:2007 “Национальная система метрологии. Порядок признания результатов метрологических испытаний для утверждения типа и эталонировании /поверок средств измерений”
  • RGML 12:2007 “Поверка средств измерений. Организация и порядок проведения”.

Проводятся работы по участию в сличениях национальных эталонов в рамках КООМЕТ: сличения национальных эталонов единицы температуры, Сличение национальных эталонов единицы керма и мощности керма на воздухе для лучей - γ Cs-137 и др. Недавно на сайте МБМВ были опубликованы калибровочные возможности НМИ в области измерения температуры – 48 строк.

В области защиты прав потребителей

На данном этапе развития Республики Молдова одной из основных целей является развитие эффективной системы защиты прав потребителей в соответствии с европейским и международным опытом в данной области.

Нужно отметить, что за период после последнего заседания в Республике Молдова в развитии системы защиты прав потребителе были приняты 2 очень важные и нужные документы, а именно:

  • Постановление Правительства об утверждении Стратегии в области защиты прав потребителей на 2013-2020 годы,
  • Закон о кредитных договорах с потребителями.

1. Постановление Правительства об утверждении Стратегии в области защиты прав потребителей на 2013-2020 годы № 560 от 24.07.2013

Необходимость и обязанность Правительства, принятия политического документа в области защиты прав потребителей исходят из следующих положений действующей нормативной базы:

а) обязательства по обеспечению основных прав потребителей и выполнению обязательств публичными органами в этой области, установленных Законом № 105-XV от 13 марта 2003 года о защите прав потребителей;

с) истечения периода стратегического планирования в области защиты прав потребителей, установленного предыдущей Национальной стратегией в области защиты прав потребителей на 2008-2012 гг.;

d) целей, намеченных по обеспечению высокого уровня защиты прав потребителей, укреплению возможностей надзора за рынком и усовершенствованию институциональной системы и правовых актов в этой области.

Потребитель играет жизненно важную роль в экономике любой страны. Дееспособный потребитель может влиять на экономическое развитие государства путем стимулирования конкуренции и инновации в рамках деловой среды. Способность потребителей принять решение не является аспектом, относящимся только к правам потребителей, а связана с созданием глобальной среды, которая позволит потребителям пользоваться соответствующими правами и извлекать из них выгоду. С другой стороны, отдельный акцент в защите прав потребителей ставится на обеспечение безопасности продуктов и услуг, в том числе до того этапа, как они станут предметом сделки между потребителем и предпринимателем. В этом случае роль потребителя является вспомогательной, так как большинство действий проводятся органами надзора за рынком путем взаимодействия в первую очередь с хозяйствующими субъектами. В этом смысле существенным для эффективной системы надзора за рынком является достижение равновесия между защитой интересов потребителей и снижением до минимума задач, возложенных на деловую среду. В частности, наиболее эффективные системы делают акцент на предотвращении негативных ситуаций, чем на наказании за нарушения.

Исходя из целей, направленных на использование способностей потребителя в качестве решающего фактора для экономического развития государства, уменьшение риска появления убыточных для потребителя сделок, поддержку потребителя в получении максимальной пользы в результате сделок, а также стремление к достижению такого же уровня защиты прав потребителей как и в Европейском Союзе, обозначена общая цель в области защиты прав потребителей на период 2013-2020 гг. по консолидации способностей относительно принятия решений и защиты прав потребителей со следующими 4 конкретными задачами:

2. Снижение риска появления опасных товаров на рынке

Цель, направленная на снижение риска появления опасных продуктов на рынке, предусматривает создание комплексной системы, включающей все элементы, от которых зависит безопасность продуктов, а именно: установление требований безопасности для конкретных групп продуктов и, соответственно, в технических регламентах; с этой целью нормативная база будет дополнена вновь разработанными техническими регламентами, а также уже действующими обновленными техническими регламентами; обеспечение компетентными и регулирующими учреждениями по содействию деловой среде в применении требований безопасности к соответствующим продуктам; консолидация потенциала по надзору за рынком для предупреждения доступа на рынок продуктов, которые представляют опасность жизни и здоровью потребителей, а также обеспечение их изъятия.

3. Снижение уровня убыточных для потребителей сделок

С учетом непрерывного разнообразия предложений на рынке, а также того факта, что рынок становится все более неоднозначным, предлагая товары и используя все более сложные техники торговли, с целью снижения риска появления убыточных сделок будут реализованы меры по усовершенствованию и дополнению законодательной базы, которая должна включать требования к кредитным договорам, заключаемым на расстоянии, к договорам, заключаемым вне коммерческих помещений, к финансовым услугам для потребителей, а также к другим видам договоров, заключаемых с потребителями на расстоянии. Будет повышена эффективность порядка рассмотрения жалоб и предоставления консультаций потребителям, в том числе с использованием информационных технологий.

4. Повышение способности потребителя принимать решения посредством обучения и информирования

Исходя из главной цели Стратегии – повышение способности потребителя принимать решения, будет предпринят ряд важных действий для информирования потребителя, с одной стороны, относительно его прав, а с другой – о поставляемых на рынок продуктах и услугах. Роль и значение образовательных программ будут расти, инициируя обучение потребителей в гимназиях, лицеях и далее по комплексной учебной программе – в высших учебных заведениях по дисциплине «Защита прав потребителей», а на факультетах права, на I цикле лиценциата, будет внедрена учебная программа «Право защиты потребителей» в качестве обязательного предмета для всех специальностей права.

5. Повышение эффективности процесса восстановления прав и возмещения убытков

Эта цель состоит в тенденции к максимально возможному снижению времени и инвестиций, необходимых для возмещения выявленного ущерба, одновременно с ростом прибыли, полученной в результате требований.

Исходя из того что период 2013-2020 достаточно продолжительный, предлагается внедрение стратегии в 2 этапа по 4 года, а для каждого этапа предусматривается план мероприятий соответственно на 2013-2016 и 2017-2020.

Для реализации вышеуказанных целей и мер, на первом этапе, частью проекта является План действий о внедрения Стратегии в области защиты прав потребителей на период 2013-2020 гг. План действий имеет такую структуру, что действия были разделены для каждой цели в отдельности, а ожидаемый результат подлежал измерению.

6. Закон о кредитных договорах с потребителями № 202 от 12.07.2013

Целью закона является развитие необходимой правовой базы для обеспечения защиты прав потребителей путем создания равных условий для получения кредитов, а также путём поощрения ответственного поведения кредиторов при предоставлении потребительских кредитов. При разработке проекта закона был принят во внимание и европейский опыт в данной области, а именно Директива 2008/48/ЕЭС. Сущность проекта заключается в установлении ясных, недвусмысленных и справедливых требований, которые обеспечат защиту потребителей - физических лиц, не связанных с бизнесом, при заключении кредитных договоров с банковскими и небанковскими учреждениями.

Таким образом, при разработке проекта были приняты во внимание специфические аспекты защиты потребителей при заключении кредитных договоров такие как:

  • преддоговорная информация, предоставляемая потенциальному клиенту,
  • содержание бланка договора,
  • метод расчёта процентной ставки(формула расчёта и ее прозрачность),
  • формы представления информации, количество и типы платежей,
  • а также досрочное погашение кредита с неотъемлемым правом аннулирования кредитного договора.

Важным положением закона, является «Право на отказ», общий срок в 14 дней, на протяжении которого потребитель может отказаться от кредитного договора без приведения на это причин.

Необходимо отметить требования относительно прав потребителей и, соответственно, обязанности кредитора на Досрочное погашение кредита, которое позволяет потребителю погасить кредит, без определенных платежей. В этом случае кредитор вправе требовать компенсацию за расходы на погашение кредита, при установлении потолка в0,5% и 1%, если промежуток времени между досрочным погашением и аннулированием договора более одного года и, соответственно, менее одного года.

В соответствии с законом, органом надзора за соблюдением законодательства по кредитным договорам для потребителей является Агентство по защите прав потребителей.

Некоторые статистические данные деятельности Агентство по защите прав потребителей

За первое полугодие 2013 года Агентством по защите прав потребителей были проведены 1262 проверки у 1115 хозяйствующих субъектов. Из них 552 плановые проверки (с отрицательным результатом 328(59,4%)) и 710 неплановые (с отрицательным результатом 458(68,0%)). Были проверены 415 хозяйствующих субъекта, и в 274 случаях были установлены нарушения.

В основном контролю подвергались товары и услуги, размещенные на рынке, на этапе реализации (в коммерческих центрах и магазинах, на рынках, оптовых базах, АЗС и т.д.).

Наиболее частыми нарушениями при надзоре являются:

  • Поставка на рынок и реализация продукции без маркировки на государственном языке или с неполной маркировкой –196случаев;
  • Использование неповеренных средств измерений– 56случаев;
  • Продукция с истекшим сроком годности – 38 случаев;
  • Реализация продукции без сертификатов соответствия – 125 случая;
  • Несоблюдение технологической дисциплины производства – 28 случаев;
  • Несоблюдение условий хранения продукции – 44 случая;
  • Продукция несоответствующая требованиям по качеству и безопасности - 33 случая;
  • Использование некорректных коммерческих практик – 7 случаев.
  • Неправомерные условия в договорах с потребителями.

Во всех случаях установления нарушений были выданы предписания на устранения недостатков, а также составлены протокола о привлечения ответственных к административной ответственности.

В первом полугодии 2013 года было принято на рассмотрение 674жалоб от потребителей и общественных организаций потребителей.

Посредством горячей линии Агентства по предоставлению консультаций получили консультации 1803заинтересованные лица;

В соответствии темами обращений можно распределить по категориям:

  • Продовольственные товары – 150 заявления и 384 обращений по телефону;
  • Промышленные товары – 123 заявления и 789 обращений по телефону;
  • Услуги – 401 заявления и 218 обращений по телефону.

Для рассмотрения жалоб были инициированы 384 проверки, что составляет 30,4% от общего числа проверок.

По обоюдному согласию посредством Агентства были разрешено 113 заявления в пользу потребителей.




Российская Федерация




Украина

Информация о проведенных в 2013 году работах по основным направлениям деятельности МГС

В области стандартизации

Основные усилия за истекший период были направлены на усовершенствование законодательной базы, договорной базы с государствами-членами СНГ и Евразийского сообщества, создание секторального законодательства, гармонизацию национальных стандартов.

На сегодня фонд национальных стандартов насчитывает 27,5 тыс. документов, из которых 7412 гармонизированы с международными и европейскими.

Приказами Минэкономразвития в 2013 году принято 651 национальных НД (609 стандартов и 42 изменения к стандартам), из них 391 – гармонизованы с международными и европейскими (в том числе 67 стандартов, добровольное применение которых может служить доказательством соответствия требованиям национальным технических регламентов, разработанных на основе европейских директив). Приказы о принятии национальных стандартов опубликованы на сайте Минэкономразвития.

В Украине действует 13205 межгосударственных стандартов (ГОСТ) и 233 стандартов СЭВ, разработанных до 1992 года.

База данных межгосударственных НД, принятых на заседаниях МГС, содержит 8659 НД, из них Украиной разработано 1054 НД.

Исполнителями работ по национальной стандартизации являются технические комитеты стандартизации (далее – ТК). На сегодня в Украине действуют 154 ТК.

Во исполнение Национального плана действий на 2013 год по внедрению Программы экономических реформ Президента Украины на 2010–2014 год “Обеспеченное общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство” Минэкономразвития разработана новая редакция проекта Закона Украины “О стандартизации” (далее – законопроект).

Законопроектом, в частности предусматривается: создание национального органа стандартизации, который не является органом государственной власти; отмена обязательности применения стандартов и других НД в сфере стандартизации; а также отмена регистрации технических условий.

Законопроект был опубликован для рассмотрения и обсуждения всеми заинтересованными сторонами на сайте Минэкономразвития. Уведомление о разработке законопроекта было направлено в секретариат ВТО и размещено в соответствующих разделах сайтов ВТО (https://docs.wto.org/) и Европейской комиссии (http://ec.europa.eu/enterprise/tbt/) для рассмотрения и подачи замечаний торговыми партнерами Украины.

Законопроект, доработан с учетом предоставленных заинтересованными сторонами замечаний и предложений, и подан на рассмотрение Верховной Рады Украины.

В области метрологии

Законодательная база

Действующий в настоящее время Закон Украины «О метрологии и метрологической деятельности» (далее – Закон Украины) требует адаптации к международным метрологическим нормам и правилам. Основные направления адаптации: четкая регламентация сфер законодательно регулируемой метрологии и разделение субъектов Государственной метрологической службы, которые выполняют функции государственного метрологического контроля и государственного метрологического надзора.

Для реализации этих задач разработан проект Закона Украины «О метрологии и метрологической деятельности», который в настоящее время находится на рассмотрении Верховной Рады Украины.

Эталонная база

В состав эталонной базы входит 69 государственных первичных эталонов и 69 вторичных эталонов.

В текущем году завершено усовершенствование государственного первичного эталона единицы свободного падения на базе ННЦ «Институт метрологии», г. Харьков.

Функционирует Государственная служба стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов, Государственная служба единого времени и эталонных частот, Государственная служба стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов.

В Государственный реестр средств измерительной техники внесено 1151 типов государственных стандартных образцов.

Реализуется Государственная программа развития эталонной базы на 2011 – 2015 годы (далее – Программа). В соответствии с Программой планируется:

создать 13 и усовершенствовать 21 государственный первичный эталон;

создать 6 и усовершенствовать 8 вторичных эталонов;

создать 5 типов государственных стандартных образцов;

разработать 12 нормативных документов, которые определяют стандартные справочные данные.

Аттестация калибровочных лабораторий в государственной метрологической системе

В 2013 году аттестовано 79 калибровочных лабораторий.

Международная работа

ННЦ «Институт метрологии», ГП «Укрметртестстандарт» и другие государственные научные метрологические центры проводят работу по выполнению «Соглашения о взаимном признании национальных эталонов, сертификатов калибровки и измерений, выдаваемых национальными метрологическими институтами (CIPM MRA)». Это делает возможным международное признание государственных эталонов Украины, что в свою очередь требует проведения международных сличений государственных эталонов.

В 2013 году проведено международные сличения 32 государственных эталонов на разных стадиях, большинство в рамках «Программы сличения КООМЕТ».

К настоящему времени закончена подготовка СМС-таблиц по всем видам измерений и проводится их экспертиза в региональной организации по метрологии – КООМЕТ. 192 строки СМС-таблиц по 8 видам измерений внесены в базу данных Международного Бюро мер и весов (ВІРМ).

Украина принимает активное участие в работе международных региональных организаций по метрологии. В рамках КООМЕТ проводится работа по 93 проектам, в рамках ЕВРАМЕТ – по 3 проектам.

В области оценки соответствия

На сегодня в Украине принято 46 технических регламента, из которых 43 разработаны на основе актов законодательства Европейского Союза. Из 46 принятых технических регламента 30 являются обязательными к применению. В 2013 году принято три новых технических регламента, а именно:

  • Технический регламент по техническому обслуживанию и ремонту колесных транспортных средств;
  • Технический регламент безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта;
  • Технический регламент о требованиях к автомобильным бензинам, дизельному, судовым котельным топливам.

К принятым техническим регламентам утверждены перечни национальных и межгосударственных стандартов, применение которых является доказательством соответствия продукции требованиям этих технических регламентов. Отмеченные перечни стандартов составлены, как правило, по принципу приоритетности включения в них стандартов, которые гармонизированы с соответствующими европейскими стандартами.

Кроме этого, в 2013 году разработан проект Закона Украины "О технических регламентах и процедурах оценки соответствия", которым предполагается установить единые правовые и организационные принципы разработки технических регламентов и осуществления процедур оценки соответствия, консолидировав все действующие законодательные акты в данной сфере и определив конечную дату отмены обязательной сертификации продукции.

По состоянию на январь 2014 года в Украине насчитывается 122 органа по сертификации продукции и услуг, а так же 34 – по сертификации систем управления.

За период с января 2013 по декабрь 2013 года всего выдано 261118 сертификатов соответствия, из которых 243406 сертификатов соответствия на промышленную группу товаров, 15356 сертификатов соответствия на пищевые продукты, 2356 сертификатов соответствия на услуги и 453 аттестата на производство. Кроме того выдано 790 сертификатов соответствия на систему управления качеством (ISO 9001) и 33 сертификата соответствия на систему экологического управления (ISO 14001).

В соответствии с заключенными Украиной соглашениями о взаимном признании результатов работ по сертификации органами по сертификации выдано 1628 свидетельств о признании иностранных сертификатов, из которых 902 на продукцию промышленной группы товаров, 726 на пищевую продукцию. Это обеспечивает свободное перемещение продукции произведенных в странах СНГ.

6 ноября 2013 года Минэкономразвития был принят приказ № 1308 «О внесении изменений в Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации в Украине», который зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 08.11.2013 под № 1907/24439. Этим приказом исключена продукция с низкой степенью риска. А именно: велосипеды; посуда из черных и цветных металлов, фарфора и фаянса; товары легкой промышленности; арматура трубопроводная. И введена продукция: электрический транспорт.

Так на сегодня более чем на 70 % сокращён Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации в Украине. Кроме того, в 2014 году Украины будут продолжать мероприятия по сокращению Перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации.

Внедрение в Украине указанных актов европейского законодательства ограничит административное вмешательство в хозяйственную деятельность производителей, создавая тем самым благоприятные условия хозяйствующим субъектам по исполнению их обязательств перед потребителями относительно обеспечения установленного уровня защиты жизни и здоровья людей, животных, растений, национальной безопасности, охраны окружающей среды и природных ресурсов.





 





Республика Беларусь, г. Минск, 220013, улица Мележа, дом 3

+ 375 17 288-42-22 +375 17 262-17-92 easc@easc.org.by
Факс Телефон Электронная почта



© 2008 Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации